Как перевести нежилое помещение в машиноместо

Машино-место: переоформлять по новым требованиям или нет?

Как перевести нежилое помещение в машиноместо

Юлия Замятина

Партнер юридической фирмы “Алимирзоев & Трофимов

специально для ГАРАНТ.РУ

Лина Метелина

Юрист юридической фирмы “Алимирзоев & Трофимов”

специально для ГАРАНТ.РУ

С 1 января 2017 года машино-место станет самостоятельным объектом недвижимости (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

Закон уточняет определения, содержащиеся в ст. 130 Гражданского кодекса и ст. 1 Градостроительного кодекса, а также правовой статус машино-места в целом. Чтобы считаться объектом недвижимости, машино-место должно быть поставлено на кадастровый учет в установленном законом порядке.

Кроме того, собственники смогут получать компенсацию за отчуждение машино-места в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ в новой редакции).

Также машино-места станут предметом ипотеки наравне с иными объектами недвижимости – земельными участками, зданиями, помещениями и пр. (ст. 69.1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” в новой редакции). Данные о машино-местах будут содержаться в ЕГРП.

А при расчете налога на имущество физических лиц за машино-место станет применяться налоговая ставка в размере не более 0,3% от его кадастровой стоимости.

Таким образом, дискуссия о том, является ли машино-место самостоятельным объектом недвижимости, и если да, то каким требованиям оно должно соответствовать, можно считать закрытой.

Отметим, что на практике, сложившейся до принятия Закона, машино-место и сегодня является самостоятельным объектом гражданского оборота. Однако выработалось несколько способов оформления прав на машино-места.

В соответствии с первым из них машино-место не рассматривается как самостоятельный объект недвижимости, а помещения, в которых располагаются такие машино-места, находятся в общей долевой собственности собственников жилых помещений в доме. Размер доли в таких помещениях определяется по количеству мест на паркинге.

Соответственно, при таком подходе для надлежащего оформления перехода права собственности на машино-место собственнику приходится соблюдать нормы ст. 250 ГК РФ о преимущественном праве покупки других сособственников (владельцев машино-мест) и получать их нотариально заверенные согласия на сделку.

Стоит также отметить, что такие объекты облагаются налогом как нежилые помещения: налоговая ставка составляет до 0,5% от кадастровой стоимости, налоговые льготы не применяются.

На наш взгляд, классическим примером оформления машино-мест в долевую собственность могут служить те случаи, когда парковка устроена на многоуровневой механизированной платформе.

Собственник не получает конкретное место в паркинге, а имеет право поставить свой автомобиль на любую платформу конструкции.

В некоторых таких парковках собственник даже не может ни самостоятельно определить, ни проконтролировать, на какой именно из платформ будет размещен его автомобиль.

Добавим, что сложилась также судебная практика применения законодательства о долевом строительстве (Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”).

Суды подтверждают, что объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые являются индивидуально-определенными вещами, и приходят к выводу, что машино-место таковым объектом не является.

Они опираются на то, что документация, оформляемая в отношении машиноместа, не содержит сведений о каких-либо физических границах (ограждающих конструкциях, стенах, перегородках), которыми машино-место будет изолировано от других машиномест в помещении паркинга (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2011 г. по делу № А05-4359/2011).

Есть и другой способ оформления права на машино-место, можно сказать, прямо противоположный.

В тех случаях, когда техническая документация зданий содержит сведения о машино-местах (в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке включения сведений о машиноместах в документы технического и кадастрового учета зданий, сооружений и помещений, утв. ФГУП “Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ” от 20 октября 2008 г.

№ 244), последние рассматриваются и оформляются как самостоятельные объекты недвижимости (помещения или части помещений). В таком случае машино-место, как правило, представляет собой прямоугольник, начерченный краской на полу помещения, отведенного под паркинг.

Такое машино-место ставится на кадастровый учет, владельцы машино-мест получают кадастровые паспорта, содержащие все идентификационные признаки машино-места (местоположение, точные границы, размеры и площадь) и его порядковый номер. Переход права собственности при продаже машино-места регистрируется так же, как при сделках с другими объектами недвижимости.

С принятием новых правил, вступающих в силу с 1 января 2017 года, вопрос оформления прав собственности на машино-места в помещениях, находящихся в составе жилых домов, решен окончательно в пользу второго способа.

То есть не должно быть сомнений в том, что машино-место (при условии, что его границы описаны в порядке, установленном законодательством о кадастре), представляет собой такое же недвижимое имущество, как и, например, квартира. А сделки с машино-местами должны совершаться в том же порядке, что и сделки с квартирами.

Таким образом, собственники машино-мест получат такую же правовую защиту, какую имеют собственники других объектов недвижимого имущества.

По нашему мнению, законодатель подтвердил один из двух сложившихся на практике подходов, не привнеся в него ничего нового.

Полагаем, что с 2017 года в тех ситуациях, когда границы машино-места нельзя будет определить по правилам законодательства о кадастровом учете, или машино-место не будет иметь характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (вид, границы и местоположение объекта недвижимости в помещении, наличие соответствующей технической документации), новые нормы не могут быть применены.

Закон устанавливает порядок “перерегистрации” прав собственности на машино-места, сведения о которых уже содержатся в ЕГРП.

Так, если право собственности на объект недвижимости уже зарегистрировано, замена ранее выданных документов (в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место) осуществляется по желанию собственника (то есть необязательна).

Для этого будет необходимо подать в Росреестр заявление об учете изменений сведений, содержащихся в ЕГРП, в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с новыми требованиями.

В случае если в ЕГРП зарегистрирована долевая собственность на машино-места, собственники вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места, а также зарегистрировать право собственности на машино-место. При этом общая долевая собственность прекращается со дня регистрации права собственности последним участником долевой собственности. Необходимость уплаты и размер государственной пошлины в обоих случаях пока что не установлены.

На наш взгляд, остается открытым вопрос о том, будут ли и должны ли сособственники помещений паркинга многоквартирных жилых домов, владеющие парковочными местами на праве общей долевой собственности, сведения о которых не содержатся в ЕГРП, переоформлять такие машино-места в индивидуальную собственность, и если да, то каким образом.

Представляется, что если машино-место отвечает требованиям законодательства о кадастре (расположено в специально отведенном для этого месте, имеет границы и индивидуальный номер и т. д.), то у собственника есть формальное основание поставить такое машино-место на кадастровый учет и оформить в индивидуальную собственность.

Полагаем, что для этого будет можно воспользоваться механизмом регистрации права собственности на вновь созданный объект – подача в Росреестр заявлении о государственной регистрации права собственности вместе с приложением всей необходимой технической документации. Размер госпошлины в этом случае составит 2 тыс. руб.

для физических лиц.

В то же время будут ли все машино-места в подземном паркинге дома определены как объекты недвижимости на основании заявления первого сособственника (с приложением всей необходимой технической документации), или же этот процесс станет постепенным и будет зависеть от воли каждого отдельного сособственника (например, размер долей каждого не обратившегося собственника будет пропорционально изменяться), покажет правоприменительная практика.

На наш взгляд, перерегистрация машино-места в качестве самостоятельного объекта недвижимости рекомендуема для полноценного использования объекта в гражданском обороте и защиты интересов собственников.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/zamyatina/1060469/

Какой налог я должен платить за машиноместо?

Как перевести нежилое помещение в машиноместо

У Вас два варианта действий. Первый — быстрый и наименее затратный. Вам действительно нужно нанять кадастрового инженера и переделать техплан.

Второй — воспользоваться услугами юриста и обратиться с исковым заявлением в суд на территориальное Управление Росреестра об обязании исправления технической ошибки в сведениях ЕГРП.

В этом случае придется заплатить за составление этого искового заявления, за представительство в суде, а также за нотариальную доверенность.

Отвечает адвокат по недвижимости в Москве Инна Белякова:

Дело в том, что понятие «машиноместо», которое применительно к объектам кадастрового учета, государственной регистрации права собственности на недвижимость и налогообложения, появилось в нашем законодательстве только после 1 января 2015 года.

Это случилось после вступления в силу поправок к Налоговому Кодексу РФ, которые ввели в действие налог на имущество физических лиц. До этого все машиноместа учитывались и регистрировались как нежилые помещения, налогообложение каковых осуществлялось по единым ставкам.

После вступления в силу вышеуказанных поправок налоговые ставки на «машиноместо» стали в разы отличаться от ставок налога на «иное имущество», к которому отошло большинство нежилых помещений.

Но законодатель, устанавливая, в общем-то, благие правила, не предусмотрел автоматический перевод машиномест, ранее поставленных на кадастровый учет как «нежилые помещения», на кадастровый учет как «машиноместа». Соответственно, и у налоговых органов нет никаких оснований для изменения налоговых ставок, предусмотренных законодательством.

Что касается Росреестра, то ситуация повторяется. При государственной регистрации и определении вида вновь созданных объектов недвижимого имущества этот орган руководствуется исключительно сведениями кадастрового учета, потому как руководствоваться ему в соответствии с законодательством практически больше нечем.

Остается определить только способ перевода (переименования) одного объекта кадастрового учета (нежилое помещение) в другой (машиноместо).

Я не уверена, что для этого необходимо повторно вызывать кадастрового инженера, а не составлять технический паспорт на основе ранее полученных сведений и договора долевого участия в строительстве.

Однако могу сказать, что в действиях и высказываниях сотрудников налоговых органов и Росреестра нет ничего незаконного или необоснованного. Путь, предложенный ими, тем или иным способом Вам все равно надо будет пройти.

Упростят ли перевод земли в гаражно-строительных кооперативах?

Как оформить в собственность землю под гаражом?

Отвечает председатель Третейского суда строительных организаций, управляющий партнер ООО «ЦентрЮрГорСтрой», к. ю. н. Юлия Вербицкая:

В данном случае имеет место несоответствие фактического назначения (использования) Вашего машиноместа и паспортизации, осуществленной органами ТБТИ, которые классифицировали данный объект как «нежилое помещение».

Действующее законодательство РФ не содержит определения «нежилое помещение». Тем не менее, сложившаяся практика, включая налоговые органы и нормативные документы ТБТИ, определяют нежилое помещение как «недвижимый и изолированный объект».

Машиноместо в подземном двухуровневом паркинге является объектом недвижимости. Однако признаку изолированности оно не соответствует. Кроме того, физически невозможно использование данного объекта недвижимости для каких-либо иных целей, кроме размещения там транспортного средства. Таким образом, можно говорить, что в категорию «нежилое помещение» машиноместо формально не попадает.

Для примера: объектами недвижимости в здании являются также холлы, коридоры, лестничные клетки и туалеты и прочее, но нежилыми помещениями они не являются, поскольку признак изолированности у них отсутствует. Собственно, как и в нашем конкретном случае. Кроме того, использование данных объектов иным образом, кроме как следует из их наименования, невозможно.

На практике органы ТБТИ осуществляют обмеры и присваивают помещениям категории (жилые, нежилые, помещения общего пользования и другие) на основании представленной им застройщиком проектной документации и фактических обмеров объекта.

Принимая во внимание тот факт, что в Росреестр представлены некорректные документы ТБТИ, и с высокой долей вероятности данная ошибка носит системный характер, то есть распространяется на всех без исключения собственников данных машиномест, вынужденных платить повышенную налоговую ставку, возможно два варианта выхода из сложившейся ситуации:

  1. проведение общего собрания жильцов дома с принятием решения о коллективном обращении в ТБТИ и паспортизации данного объекта как комплекса «машиномест», с последующим представлением исправленного пакета документов в Росреестр;
  2. обращение в суд (возможно как коллективное, так и частное, от конкретного лица) с требованием к Росреестру внести изменения в регистрационные документы на основании имеющегося у конкретного собственника (группы собственников) договора долевого участия, а также акта приема-передачи, в котором указано именно «машиноместо», а не «нежилое помещение». При этом в качестве довода о нарушении прав следует указать разницу в налоговых ставках. В качестве третьих лиц целесообразно привлечь налоговый орган (территориальное управление) и ТБТИ.

Какие налоги действуют при продаже квартиры с последующей покупкой?

Плачу ли я налог с продажи доли в квартире, купленной в браке?

Отвечает юрисконсульт компании «Мой семейный юрист» Роман Азатян:

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не знает такого термина как «машиноместо». В пп. 1 п.

1 статьи 7 данного закона перечислен исчерпывающий перечень объектов недвижимости: земельный участок, здание, сооружение, помещение и объект незавершенного строительства.

Это означает, что в собственность могут быть зарегистрированы только такие объекты недвижимого имущества.

Вся проблема машиномест заключается в том, что они не могут быть зарегистрированы в собственность, и им не может присваиваться кадастровый паспорт из-за отсутствия четких границ, отделяющих одно машиноместо от другого.

Из-за такого пробела в законодательстве РФ и несоответствия его с Налоговым кодексом РФ ситуация с машиноместами происходит следующая.

Покупатели таких квадратных метров под свои автомобили становятся долевыми собственниками всего нежилого помещения, то есть подземного паркинга, в том случае, если парковочные места не имеют физических границ, то есть стен.

Если парковочные места имеют стены, позволяющие отгородить одно место от другого, такое имущество регистрируется как нежилое помещение на каждого собственника отдельно и является нежилым помещением в соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В обоих случаях налогообложение будет в форме имущественного налога за нежилое помещение. В ближайшее время по этому поводу произойдут изменения в законодательстве, в соответствии с которыми к объектам недвижимости будут относиться и открытые площадки, то есть те самые машиноместа.

Сообщение с сайта Федеральной налоговой службы РФ:

С 1 января 2017 года вступает в силу федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ, в котором дано четкое определение понятия «машиноместа», в том числе для целей налогообложения.

Так, в соответствии с законом машиноместо – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства часть здания или сооружения, границы которой описаны в установленном порядке.

Таким образом, при расчете налога на имущество физических лиц за машиноместо исходя из кадастровой стоимости применяется налоговая ставка не более 0,3%.

ФНС России обращает внимание, что для исчисления налога налоговые органы используют сведения, представленные органами Росреестра.

Так как до сих пор четкого определения машиноместа в федеральном законодательстве не было, права на такие объекты могли оформляться как на часть или на долю в нежилом помещении без указания его конкретного назначения.

Соответственно, такие объекты облагались налогом как нежилые помещения: налоговая ставка составляла до 0,5%, налоговые льготы не применялись.

В связи с этим ФНС России разъясняет, если в свидетельстве о государственной регистрации права собственности указано наименование объекта – машиноместо, то такой собственник может обратиться в налоговую инспекцию, в том числе через «Личный кабинет налогоплательщика», за перерасчетом налога либо предоставлением налоговой льготы.

Если же в свидетельстве о собственности не указано, что объект является машиноместом, однако фактически он отвечает требованиям, предъявляемым законодательством к машиноместам, то для изменения наименования объекта собственник может обратиться с заявлением в органы Росреестра, начиная с 2017 года. После этого информация поступит в налоговые органы для расчета налога на имущество физических лиц.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

5 главных новшеств 2017 года в законах о недвижимости

Подарили часть дома. Какие налоги я буду платить при продаже?

Сестра купила у меня дом, а ей не возвращают налог. Почему?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kakoy_nalog_ya_dolzhen_platit_za_mashinomesto_/5965

Нюансы машино-места находящегося в общей долевой собственности – блоги риэлторов | ЦИАН

Как перевести нежилое помещение в машиноместо

Зачастую машино-места приобретались не в собственность, а в общую долевую собственность. И это приводит к некоторым неудобствам. Одно дело, когда машино-место является самостоятельным объектом права и вы его продаёте кому хотите, как любую другую недвижимость. Но другое, когда сособственники незнакомые люди. 

При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.

Если остальные участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю в течение месяца со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу.

Если все остальные участники долевой собственности в письменной форме откажутся от преимущественного права покупки продаваемой доли, эта доля может быть продана постороннему лицу ранее указанных сроков. Возникает вопрос, найдём ли мы всех сособственников, чтобы получить от них нотариальные отказы или сможем уведомить каждого из них о предстоящей продаже? 

Но здесь есть нюанс касающийся нежилых помещений, в данном случае как раз машино-места. Машино-местам присваивается статус “назначение: нежилое”. Как правило в паркинге может быть 50, 100, 300 стоянок и больше. Условно выражаясь, одна доля равна одному машино-месту. Например, 1/50 доли это одно место из пятидесяти. Так вот о нюансе. В п.4.1. ст.

42 218-ФЗ говорится: “В случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество превышает двадцать, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу может быть размещено извещение об этом на официальном сайте.

Данное правило не распространяется на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения.”. Под “сайтом” подразумевается сайт Росреестра, на котором во втором квартале 2017 г. должен был появиться раздел, в котором и должны размещаться данные извещения. Раздел до сих пор не запущен и Росреестр “приносит свои извинения”.

 

А если дарение? Но мы понимаем, что если одаряемый не является близким родственником или членом семьи, то у него появляется обязанность уплаты налога с дохода. В принципе, если пересчитать стоимость и пусть даже кадастровую, разделить на количество долей, то налог может оказаться “копеечным”. Но хуже всего то, что такая сделка может быть признана притворной. 

На самом деле всё не так плохо. Существуют “Соглашение об определении порядка пользования” и “Протокол общего собрания”, на основании которых осуществляется пользование имуществом.

Хотя на моей памяти в 2012 году был “застройщик”, который в г. Подольске и г. Домодедово Московской Области продавал доли участка, на котором возводился многоквартирный дом. И ведь люди и в эту чушь вляпывались.

Но вернёмся к нашей теме.

Если есть “Соглашение об определении порядка пользования” или “Протокол общего собрания”, каждый собственник вправе осуществить выдел в натуре своей доли при определении границ машино-места, а также зарегистрировать право собственности на него.

Для выдела доли в натуре в праве общей долевой собственности на помещение и регистрации права собственности на машино-место согласие других участников долевой собственности не требуется.

А после того, как право собственности оформлено конкретно на машино-место, перед продажей никого из собственников долей в паркинге уведомлять или брать от них отказы от преимущественного права покупки не требуется.

Более того соглашением может быть предусмотрено отчуждение (даже продажа) доли минуя положения ст. 250 ГК РФ, т.е. можно не регистрировать право собственности, никого не уведомлять и не брать отказы.

И немного о весёлом. Договоры купли-продажи таких машино-мест, а точнее долей, ждут пока их отправят на регистрацию длительное время. В моём примере подписи собирались два с лишним года, поскольку покупателей было пятьдесят человек.

Договор должен быть подписан в 52 экземплярах – каждому покупателю по одному, один в Росреестр, один продавцу. В каждом экземпляре, каждый покупатель ставил две подписи и полностью ФИО.

Плюс соглашения о порядке пользования, плюс акты приёма-передачи. 

Ссылки: 

– п.2 ст.170 ГК РФ; 

– ст.246 ГК РФ; 

– ст.247 ГК РФ; 

– ст.250 ГК РФ; 

– п.1 ст.252 ГК РФ; 

– п.3 ст.6 315-ФЗ (от 03.07.2016); 

– п.1. ст.41 218-ФЗ; 

– пп.2. п.8 ст.41 218-ФЗ; 

– п.4.1. ст.42 218-ФЗ; 

– абз.2 п.18.1 ст.217 НК РФ; 

Источник: https://www.cian.ru/blogs-njuansy-mashino-mesta-nahodjaschegosja-v-obschej-dolevoj-sobstvennosti-241500/

Как перевести нежилое помещение в машиноместо?

Как перевести нежилое помещение в машиноместо

У Вас два варианта действий. Первый — быстрый и наименее затратный. Вам действительно нужно нанять кадастрового инженера и переделать техплан.

Второй — воспользоваться услугами юриста и обратиться с исковым заявлением в суд на территориальное Управление Росреестра об обязании исправления технической ошибки в сведениях ЕГРП.

В этом случае придется заплатить за составление этого искового заявления, за представительство в суде, а также за нотариальную доверенность.

С 1 января машино-место будет считаться объектом недвижимости

С нового года столь дорогие сердцам автолюбителей машино-места превратятся в полноценные объекты недвижимости.

Источник: https://hoz-molotok.com/kak-perevesti-nezhiloe-pomeschenie-v-mashinomesto/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.